Купил я себе как-то КЕФы и долго радовался их звуку. Потом захотелось мне их твикнуть, чтобы улучшить их звучание. О том, как я это сделал, подробно написано вот здесь.
После твика КЕФов я понял, что дальше их твикать смысла уже нет, т.к. все упирается в конкретные головки, которые в них стоят, а переделывать их полностью путем замены головок и самостоятельного расчета и подбора компонентов фильтра - пустое и бесмысленное занятие.
Интересно!
Как старый СД плеер превратить в ЦАП
высокого качества с USB входом
К тому времени меня уже не раз посещала мысль о целесообразности самопального изготовления акустики. С одной стороны, жутко хотелось получить классный звук, потратив на него денег в несколько раз меньше, чем при покупке в аудиосалоне. С другой стороны меня одолевали сомнения в том, реально ли, потратив деньги на головки и компоненты для фильтра, сделать акустику высокого класса, которая бы играла также как фирменная стоимостью в несколько раз больше, чем те деньги, которые я потрачу на головки и компоненты для фильтра. Мои сомнения подогревались рассуждениями некоторых завсегдатаев таких форумов, как www.hi-fi.ru и http://www.stereo.ru/forum/ Эти завсегдатаи занимаются тем, что в пух и прах разбивают вопросы какого-нибудь неопытного форумчанина по поводу целесообразности изготовления самопальной акустики. При этом они еще очень любят советовать вопрошающим заняться зарабатыванием денег, чем самопальным изготовлением чего-либо. Потом оказалось, что как правило, эти более опытные форумчане работают в каком-нибудь салоне по продаже аудиотехники. Так что с ними и с их советами теперь все ясно.
С другой стороны, меня вдохновляли сайты таких известных колонкостроителей, как:
http://www.humblehomemadehifi.com/index.html и особенно сайт Троелса: http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Projects.htm
Вот и думал я все об этом и гадал. Что же делать? Получится или нет? А вдруг не получится? Ведь деньги зря потрачу! Вот будет облом! Затем на горизонте появился Олег, который повторил трехполоску Г. Крылова. Сначала мне эта трехполоска не понравилась т.к. сразу после ее изготовления она определенно играла хуже моих КЕФов. Ведь он потратил на нее почти 50 тыс. руб. без учета стоимости корпуса. Потом Олег кое-что подшаманил, устранил некоторые ляпы, которые были им допущены и что самое главное по моему совету разместил колонки вдоль комнаты. Приехав к нему послушать его акустику еще раз, я удивился тому, как она зазвучала. Теперь она определенно звучала лучше моих КЕФов и я начал осознавать, что все таки самопальная акустика имеет право на жизнь. Надо сказать, что к тому времени у меня уже имелся некоторый опыт правильного размещения акустики и применив этот опыт в конкретном помещении с трехполоской, собранной Олегом, я услышал значительные улучшения в ее звуке.
Итак, мне стало ясно, что есть смысл заняться сбором самопальной акустики. Итак, решено! Я буду собирать себе "Страдивари для бедняка" - самопальную акустику по известному проекту Троелса, который опубликован вот здесь: http://www.troelsgravesen.dk/PMS.htm
Форма корпуса у этого проекта достаточно сложная: переднюю и заднюю панели необходимо согнуть для того, чтобы корпус принял полукруглую форму, что согласно теории очень положительно сказывается на качестве звука. Такая же форма корпуса была применена фирмой Sonus Faber в ее флагманской модели под названием "Stradivari". Наш Троелс не растерялся и создал свою собственную акустику с похожей формой корпуса и назвал ее шутливо "Страдивари для бедняка" или PMS в сокращении.
И вот я принял решение собирать самопальную акустику, совершенно не разбираясь в том, как строить корпуса и вообще не имея никакого опыта работы с деревом. Смелое решение. Но мне тогда казалось, что несмотря на то, что я ничего не понимаю в колонкостроении, на сайте Троелса есть куча отзывов и комментариев других людей, которые уже изготовили себе эту акустику, а также есть форум Вегалаб, на котором есть ветка под названием "Акустические системы" и даже тема, посвященная PMS. Что еще надо начинающему колонкостроителю?
Первым делом я заказал себе полный кит для сборки PMS прямо за рубежом. Совсем недавно в таможенном законодательстве появилась льгота для физ. лиц, которая теперь позволяет им получать беспошлинно посылки стоимостью до 1000 Евро в месяц. Это очень здорово для нас, самопальщиков т.к. теперь у нас есть возможность покупать запчасти для наших проектов прямо из-за рубежа без уплаты таможенных пошлин, которые приходится платить импортерам, везущим в Россию аудиотехнику. Надо это использовать. Пускай дураки или те, у кого куча денег, покупают себе технику в модных салонах, а мы сделаем сами, на чем серьезно сэкономим и не дадим себя обворовать хитрым дельцам и воротилам бизнеса!
Итак, скоро две посылки с полным китом были уже у меня:
Что делать дальше? Надо заказывать МДФ листы, из которых будут изготавливаться корпуса. При помощи Олега я нашел контору, где можно купить листы МДФ и вот мы уже едем в эту контору и заказываем мне один МДФ лист за 2200 руб.
И вот тут я допустил первую ошибку: по совету Олега заказал МДФ лист толщиной 22 мм вместо 19 мм, как было указано на сайте Троелса. Тогда я не обратил внимания на эту мелочь, но потом эта мелочь встала мне боком.
Как только мой лист МДФ прибыл, там же на месте другая контора за 200 руб. оказала мне услуги по черновому распилу МДФ листа на части, которые будут потом использоваться для сборки корпуса.
Надо сказать, что я решил собирать корпус сам несмотря на то, что у меня нет ни малейшего опыта работы с деревом. На форуме Вегалаба тусуются люди, которые профессионально занимаются сборкой корпусов, но меня остановило то, что стоимость изготовления корпуса у такого специалиста мне обойдется не менее, чем 20 000 руб., что для меня достаточно большая сумма. К счастью, у меня нашелся один старый знакомый, который работает в мебельном цехе, к которому я обратился с просьбой помочь мне с корпусом. Мы с ним договорились, что он подготовит мне для корпуса все необходимые заготовки, просверлит дырки везде, где надо, по моим чертежам и т.д., после чего я заберу у него все эти доски и начну сам собирать из них корпуса на мои первые самопальные колонки.
Через 2 месяца после того, как я завез к нему распиленные доски МДФ, он позвонил ко мне и сказал, что все готово и что можно забирать доски. И вот я позвонил моему старому знакомому Эдику, который заехал за мной на джипе и помог мне привести из цеха готовые заготовки для корпуса ко мне домой, где я намеревался собирать свои колонки.
Вот, например. как выглядели передние панели:
Обратите внимание на то, что эти панели надо загибать, для чего в них было сделано по три пропила с каждой стороны.
Ну и вот началось самое главное. Взял я клей ПВА и Момент-Столяр и начал приклеивать к задней стенке вертикальные и горизонтальные перегородки.
Дня через 2-3 первая и самая простая часть склейки заготовок была закончена и вот. что у меня получилось:
После обсуждения этой фазы моего проекта на форуме Вегалаба выяснилось, что я допустил две ошибки:
1. Не надо было склеивать вместе по две горизонтальные перегородки т.к. лишние перегородки занимают лишнее место и общий объем колонки уменьшается, что может привести к неправильной настройке акустики.
2. Крайние дырки с обеих сторон горизонтальных перегородок имеют слишком маленький размер. Это может привести к тому, что воздух, который будет перемещаться в басовой секции и по всему корпусу акустики, будет более тяжело двигаться, если можно так выразиться, что может привести к проблемам с басами.
В результате мне пришлось выпиливать 2 лишние перегородки. Но выпилить перегородки было не слишком сложно, а вот расширить боковые отверстия до максимального размера после того, как перегородки были уже приклеены к задней панели, было очень непросто. Пришлось мне тут помучиться: брать короткую пилу, изгибать ее полотно под углом до 90 гр. и пилить и еще раз пилить. Короче пришлось помучиться, попутно проклиная свою несообразительность.
Однако желание получить отличный звук за малые деньги двигало мной все это время и я с этой задачей все таки справился.
Итак, смотрим на следующую фотку:
После обсуждения этой фотки на форуме Вегалаба выяснилось, что я допустил следующие ошибки, которые, впрочем, несложно было исправить, за исключением одной:
1. Трубки фазоинвертора неправильно вставлены. Их надо перевернуть на 180 гр. С этими трубками меня смутило то, что они не входили в отверстие размером 4.7 см в самой нижней перегородке. Пришлось вручную с помощью напильника расширять отверстия для ФИ еще примерно на полсантиметра. Хорошо, что МДФ достаточно легко обрабатывается.
2. Звукопоглощающего материала напихано слишком много. Из-за этого может значительно измениться внутренний объем колонки. Эту ошибку было легко исправить: я просто оставил звукопоглощающий материал только напротив НЧ, СЧ и ВЧ динамиков, а из всех других мест я его убрал.
3. Самая большая проблема состояла в том, что зря я не обратил внимания на размер МДФ, который применил Троелс: 19 мм. Вместо 19мм я использовал МДФ толщиной 22 мм. В результате, когда я начал загибать панели, я не мог загнуть их на необходимый угол. Все, что я не делал, было бесполезно:
Видите как на правой фотке струбцины пытаются прижать боковины задней панели в распоркам, но это у них не получается и между распорками и панелью остается еще несколько сантиметров?
Тогда мне на форуме посоветовали сделать еще три дополнительных распила. На передней панели несложно было сделать три дополнительных распила, т.к. она еще не была подклеена, а вот как сделать дополнительные распилы на задней панели, когда к ней уже приклеены горизонтальные и вертикальные распорки?
Пришлось мне везти обе собранные конструкции к своему знакомому в мебельный цех, где он просто отпилил боковины и нанес на них еще дополнительно по три распила. После этого я сумел загнуть боковины по размерам и приклеить их отдельно. В принципе таким образом я проблему решил, но жалко, что я заранее не учел эти моменты.
Как видно на фотографии, сначала я разместил плату кроссовера наверху напротив ВЧ динамика. Я не стал размещать эту плату внизу напротив НЧ динамика т.к. меня смущал тот факт, что мощный магнит НЧ динамика может оказать наводки на катушки в кроссовере, из-за чего частота настройки кроссовера может измениться и звучание испортиться. В конце концов я принял решение полностью вынести плату кроссовера из корпуса колонки и закрепил ее с задней стороны колонки.
Еще один неприятный момент состоял в том, что согласно Троелсу в отверстия для динамиков и, особенно это касается НЧ и СЧ, необходимо делать под наклоном примерно в 45 гр., как это показано вот здесь. Такие скосы или фаски делают звучание на НЧ и СЧ более легким и интересным. Мой знакомый, работающий в мебельном цеху, не сделал такие наклоны т.к. я не сразу обратил на них внимания. Поэтому мне пришлось думать над тем, как их сделать самостоятельно. В результате я взял молоток и стамеску и начал делать скосы вручную. Как оказалось, сделать это было не так сложно, как мне сначала казалось, и я справился с этой задачей вполне прилично.
Последний сложный момент состоял в том, как мне суметь загнуть переднюю панель с четом того, что предварительно надо заполнить пропилы клеем, после чего загнуть панель точно по размеру и приклеить ее к собранному корпусу. С помощью другого своего знакомого я все таки как-то сумел загнуть переднюю панель и приклеить ее.
После того, как передние панели и боковины были приклеены, с обоих боковых сторон каждого корпуса остались огромные щели размером полтора-два сантиметра. К сожалению я не сделал фотографию боковины, на которой бы это было видно. Проблема щелей состоит в том, что для обеспечения нормального баса корпус должен быть герметичным. Посовещавшись по этому поводу на форуме, мне посоветовали взять клей и опилки, размешать их вместе и этой густой массой заполнить огромные щели, что я и сделал, и вот, что у меня получилось:
Итак, у моего знакомого, который не торопясь выпиливал мне заготовки по нужным размерам, ушло около 2-х месяцев на всю работу. У меня самого на сборку ушло около месяца. Если бы я с самого начала не допустил упомянутые здесь ляпы, то у меня было ушло, наверное, не более двух недель на неторопливую сборку корпусов.
После того, как я запустил колонки, у меня осталась единственная проблема: слишком мала баса. Нехватка баса возникла из-за того, что в корпусе осталось много дырок и щелей и особенно в том месте, где я наносил смесь клея с опилками. следующие два месяца я слушал акустику и время от времени заделывал щели клеем. Затем я купил уплотнитель для утепления окон и использовал его в качестве прокладок между динамиками и панелью. Кстати, мне кажется, что звучание на СЧ и ВЧ улучшилось после закрепления под динамиками прокладок. Вот окончательный вид моей системы после того, как все дырки и щели были заделаны клеем:
Теперь после того, как я получил звук с нормальным басом, пришло время заняться внешним видом. Я думаю, что скорее всего я обклею свои колонки каким-нибудь самоклеющимся шпоном или пленкой, но вся проблема в том, что боковины у моих колонок имеют много неровностей, что создаст проблемы с приклеиванием сверху шпона. Для того, чтобы решить эту проблему (выровнять поверхность), мне посоветовали нанести на боковины шпатлевку, которую потом можно будет обработать напильником и наждачной бумагой для выравнивания поверхности. Вот, что у меня получилось после нанесения на боковины шпатлевки (вид спереди и сзади)::
Теперь мне предстоит выровнять боковые поверхности таким образом, чтобы можно было сверху приклеить на них шпон или пленку.
Вес одной колонки получился около 35 кг. Мои КЕФы весят 13 кг каждая, а эти, как видите, почти в 3 раза больше.
Ну и теперь самое главное, ради чего все это затевалось: звук. Звук моих PMS бесподобный и особенно бросается в глаза при первом прослушивании середина. Середина необыкновенно теплая и детальная. Звук нисколько не напрягает, играет комфортно, колонки не являются сложной нагрузкой для усилителя т.к. их чувствительность составляет около 91 дБ. ВЧ спектр мягкий и приятный на слух. Детальность высокая. И это неудивительно. Ведь пищалки, которые стоят в моих PMS, также используют в своих изделиях такие известные производители, как Proac и Spendor.
У моих PMS сухой и точный бас, временами на некоторых рок композициях такое ощущение, словно гвозди заколачивают, но в то же время середина и верха мягкие и нисколько не жесткие. Наиболее предпочтительная для меня длинна трубка ФИ - 8 см, т.е. короче, чем Троелс рекомендовал на своем сайте.
Благодаря широкому баффлу (ширина колонок 50 см) середина звучит по особенному, звуковые образы большие (крупнее, чем на узкой акустике).
При установке акустики у короткой стены из-за того, что ширина комнаты всего 3 метра и вдоль одной стенки стоит мебельная стенка, то до слушателя доходит слишком много отраженных звуков, что сильно размывает звуковую картину и делает ее нечеткой.
Поэтому я решил поставить акустику по формуле "золотого сечения" вдоль длинной стены. В этом случае расстояние между левой и правой колонкой около 2 метров, что очень интересно с точки зрения сцены.
Я нисколько не жалею о потраченных деньгах и времени т.к. уже хорошо слышно, что мои PMS легко спорят с фирменной акустикой, которая продается в салонах за 100 000 и выше рублей. Стоимость всех комплектующих плюс стоимость материалов мне обошлась где-то в 35 000 рублей. При этом я не платил за услуги по сборке корпуса.
Мой опыт является прекрасным подтверждением тому, что вполне реально самому собрать акустику, не имея никакого предыдущего опыта ни по сборке акустики, ни по работе с деревом. В работе с деревом я - полный чайник. Однако, несмотря на это мои PMS звучат ничем не хуже акустики, сделанной специалистами по работе с деревом. Т.е. опыт работы с деревом желателен, но не обязателен. Заметьте при этом, что в данном случае я собрал акустику со сложным корпусом. Если же собирать акустику с обычным прямоугольным корпусом без загибов, то любой чайник может с легкостью сам собрать такую акустику и не платить никому за сборку корпуса. Собрать фильтр тем более не представляет никакой сложности. Главное, чтобы в наличии имелся проект, который подробно описывает процедуру изготовления корпуса и схему фильтра.
Теперь мне осталось довести до ума внешний вид моих PMS. Этим летом, я думаю, с этим закончу. Продолжение следует...
Замена конденсаторов на К73-16
В последние несколько лет мне не давала покоя следующая статья: http://www.electroclub.info/article/capacitors1.htm
И вот решил я все таки попробовать заменить все конденсаторы, которые шли в составе кита от фирмы Jantzen Audio, а именно конденсаторы Jantzen CrossCap заменить на старые советские К73-16. Купил на молотке такие конденсаторы по 30 руб. за штуку и заменил.
В результате, действительно звук стал лучше и прозрачнее. Вот вам и конденсаторы производства СССР!
Меня часто спрашивают о том, ради чего был затеян такой геморрой. Не проще ли было купить в аудиосалоне? Вот, как интересно на эту тему выразил свое мнение два товарища на форуме стерео.ру:
Заметь - осуждают только продавцы. Меломаны ничего плохого не писали. Их цель - не допустить даже мысли у форумчан о том, что можно сделать самому, иначе продажи упадут
У них продажи давно упали, но не из-за форума, а из-за того, что людям надоели их сказочки, народ наелся "супертехнологиями" с гундосо-визжащим звучанием и просто хочет хорошего звука... А ОНИ его не могут предложить, поскольку производители его давно не строят, некому и незачем, там задачи другие, основные; ВНЕШНИЙ ВИД и НИЗКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ... Причём здесь ЗВУК?...
Вот, посмотрите еще на следующие примеры:
http://www.troelsgravesen.dk/cyclop.htm - этот проект обойдется по комплектующим примерно в 100тр
http://www.hifinews.ru/article/details/7141.htm - это фирменная акустика на
таком же уровне качества, которая в салонах стоит 25т$ или 675тр при условии что
в России в продаже не особо то и видел.
или вот
http://www.troelsgravesen.dk/ektagrande.htm - 100тр
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=469487&show-uid=249832813075278302
- 450тр
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=2110383&show-uid=7520505130752831318
- 580тр
или
http://www.troelsgravesen.dk/Studio101.htm - 25тр
http://market.yandex.ru/model.xml?modelid=440248&hid=90548&suggest=1 -
87тр.
или
http://www.troelsgravesen.dk/SEAS_CA18RNX.htm 15-20 т.р.
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=804622&show-uid=210840013075282068
- 76900 руб.
или
http://www.troelsgravesen.dk/CA18RNX.htm
http://market.yandex.ru/model.xml?hid=90548&modelid=804623&show-uid=210840013075282061 - 117500 руб.
Самоделка -это прежде всего экономия средств (если автор
делает для себя).
Мой лозунг "максимум звука за минимум денег", думаю понравится многим.
Вообще, сравнивать самоделку и "Фирму" из одной ценовой категории нельзя, т.к.
цена "фирмы" в магазине не соответствует отпускной цене производителя(цену
делите на 5-7, остальное "накручивают перекупщики). Так что самоделка должна
играть и играет обычно на уровне более дорогой "фирмы"!
Конкретно мой проект
www.gloffs.com/PMS.htm который является копией проекта Троелса, не
порвет, а будет спорить с акустикой в салоне за 100 тыс. руб.
Стоимость всех компонентов и материалов мне обошлась примерно в 35 000 руб.
Однако при этом мне пришлось делать корпус в течение месяца по 2-3 часа в день.
Теперь мне надо его еще отделывать.
Естественно по внешнему виду фирма сразу порвет мою самоделку, но по звуку моя
самоделка не уступает фирме.
Далее, я не стал бы применять коэффициент 5-6 между ценой на самоделку и на
фирму. Мне кажется, что 3-4 будет более справедливо.
Очень важно правильно понимать, что, скажем так, самоделки бывают двух типов:
1. для себя любимого
2. на продажу. т.е. коммерческая самоделка
О самоделках на продажу я не хочу здесь говорить т.к. я делал не на продажу, а
для себя. И давайте вообще не будем все смешивать в кучу. Т.е. будем отдельно
оговаривать, о чем идет речь: о самоделке для себя или о коммерческой самоделке.
Те самоделки, кто делает на продажу, естественно за бесплатно работать не будут,
и если бы кто-то делал PMS на продажу, то думаю, за корпус взял бы не менее 20
тыс. руб. плюс не менее 10 000 себе маржу.
Итого получается: 35000 + 20000 + 10000 = 65000 руб.
Т.е. он продавал бы свою коммерческую самоделку как минимум за 65000-70000 руб.
И это пока еще без налогов. А если накрутить к этой цене 18% НДС, то получается
уже 82 000 руб. А если еще другие налоги? Например,
подоходный? Тогда мы уже приблизимся к 100 тыс.
рублей, т.е. к цене в аудиосалонах.
Получается разница между коммерческой самоделкой и фирмой уже совсем небольшая:
20-30%, а если еще учесть налоги, то разницы практически нет. При такой разнице
в ценах или вообще ее отсутствии покупатель естественно проголосует за фирму.
Вот такая вот ситуация.
Отсюда можно сделать вывод:
самоделка для себя имеет обалденное соотношение цена-качество и действительно
порвет фирму по всем параметрам при той же стоимости и будет конкурировать с
фирмой в 3-4 раза дороже. Шансы же у коммерческой самоделки во много раз ниже.
Поэтому говорить о коммерческой самоделке не вижу никакого смысла.
Еще надо иметь в виду, что у разных людей разные доходы.
Если кто-то получает в месяц по 100 тыс. руб., зачем ему самому собирать
самоделку? В этом нет никакого смысла.
Я собрал себе PMS только по той причине, что у меня нет такого дохода и поэтому
мой час работы стоит несравненно меньше. Ну и плюс к этому интересно было
попробовать.
Вот так вот примерно.
А тут в дискуссиях начинают валить все в одну кучу: коммерческую самоделку и
самоделку для себя. Отсюда и возникают все эти споры и непонимания.
Что касается спора между самоделкой и фирмой, которая продается за $1000-15000,
то здесь разница между стоимостью самоделки и фирмой, думаю, будет не более 2
раз. Т.е. своя самоделка обойдется тысяч в 15 рублей при стоимости фирмы в
магазине под 30 тыс. Если же речь идет о коммерческой самоделке, то я вообще
сомневаюсь, что коммерческий самодельщик сможет здесь как-то конкурировать с
фирмой, т.к. тоже хочет денег за свою работу и чем больше, тем лучше.
Говоря о самоделке, надо еще уяснить для себя, что для простого человека единственный вариант самоделки, которую есть смысл делать, это только повторение удачных проектов, например проектов Троелса Гравесена. Троелс уже давно занимается созданием акустики. Это - его хобби. Даже такая уважаемая фирма SEAS, которая производит динамики, специально под его проект создала новую модель динамика. Это говорит о многом и прежде всего о профессионализме Троелса, мастерство которого ничем не ниже фирменного звука таких брендов, как B&W, KEF, Tannoy и т.д.
Благодаря Интернету у нас есть возможность рассматривать опубликованные проекты, заказывать комплектующие для самоделки напрямую из-за рубежа. Все это позволяет нам лишить лакомого кусочка большой армии посредников и спекулянтов, через руки которых проходит акустика перед тем, как очутиться в вашем доме. Самая большая проблема в самоделке - это внешний вид, но тут каждый сам для себя решает, что ему больше по душе: возможность получить классный звук в 3-4 раза дешевле, чем в салоне, либо красивый внешний вид. Хотя при наличии не кривых рук или возможности попросить заняться внешним видом ваших знакомых эта проблема также решается и самоделка может выглядеть еще круче, чем фирма.
Продолжаем наш сказ. Здесь вы видим одну колонку после того, как я (а кто кроме меня сделает эту работу?) нанес на нее шпатлевку по дереву и отшлифовал шлифовальной машинкой. Спасибо Сереге за предоставленную шлиф. машинку.
Это - краска 450 руб. за баллончик, в котором 340 г, которую я решил использовать для финишной покраски колонок:
Это - то, что получилось с колонкой после того, как я ее бока покрасил темной краской:
Затем я покрасил центральную панель:
А вот, что получилось после того, как я купил еще один баллончик с темной краской и окончательно нанес все необходимые слои:
и окончательный вид всей моей системы:
теперь у меня осталось последнее желание: нанести спереди кое-какую символику, нотный ключ через трафарет и, может быть, надпись: PMS.
Ну и еще конечно надо все тщательно закрасить сзади обычной черной краской.
А вот вид вблизи (макросъемка) нанесенной краски "эффект камня":
комментарии, вопросы, предложения: vlad собака gloffs.com