Итак, купил я себе как-то акустику KEF Q55.2 Вот она, какая красавица без гриля!
К ней в комплекте идут шипы. Также я ее поставил на мраморные подставки т.к. на таких подставках звук становится более четким и артикулированным, как по низам, так и по верхам.
Все было нормально и я наслаждался ее звучанием, пока мне на прогрев не принесли топовую модель акустики KEF Reference за 120 000 руб. Прослушивая и прогревая в течение 2-х месяцев эти полочные KEF Reference, я быстро привык к звуку этих топовых КЕФов, и мне уже не хотелось с ними расставаться, но выкладывать за них 120 000 руб. также не хотелось.
Поэтому, когда пришлось отдавать эти топовые модели, я начал думать о том, как же мне улучшить звучание моих КЕФов. К счастью, есть форум любителей звукотехники на www.vegalab.ru/forum
Тогда я создал тему на этом форуме вот тут вот: http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php/18026-доработка-акустики-KEF-Q55.2
По ходу дела опытные специалисты подсказали мне, что надо сделать, чтобы акустика заиграла лучше.
Вот тут схема кроссовера акустики:
Дело в том, что еще раньше по совету одного знакомого я вытащил из своей акустики вот эти вот дешевые конденсаторы (те, которые слева на фотке снизу- С2 на схеме):
и поменял их на дорогие аудиофильные конденсаторы фирмы Hovland Musicap cстоимостью $100 за пару:
Конденсаторы Hovland оказались такого большого размера, что я не смог воткнуть их в плату вместо прежних маленького размера и мне пришлось их повесить с задней стороны акустики, благо к ним в комплекте прилагались длинные качественные провода. После того, как я поменял старые дерьмовые электролиты на конденсаторы Hovland Musicap, высоким стало значительно лучше. Из звука на ВЧ исчезла грязь и муть, которая там до этого была. С другой стороны теперь лучше стали слышны огрехи плохих записей, где высокие зачастую жесткие и неприятные для слуха. Чем выше класс акустики, тем противнее на ней слушать убого сделанные компакты.
Производители экономят на всем чем только можно и поэтому ставят в акустику самые дешевые компоненты и только в Hi End акустику принято ставить более качественные компоненты.
Если вскрыть любую современную модель акустики KEF этого ценового диапазона, то там вы увидите точно такое же электролитическое гавно, что раньше стояло в моей акустике.
Итак, идем дальше. Конденсаторы я поменял и у меня возник спортивный азарт еще чего-нибудь поменять, чтобы услышать, насколько кардинально можно улучшить звучание акустики за счет замены компонентов на более качественные.
Далее, я начал следовать советам, которые я услышал на форуме Вегалаба от более опытных в этом деле товарищей.
Теперь взгляните на дрянные копеечные резисторы, которые стояли в цепи ВЧ головки (резистор R2 по схеме кроссовера):
Вот через это гавно шел ВЧ сигнал. Какой на выходе может быть сигнал после такого гавна? Неудивительно, что после того, как я их заменил на резисторы Mundorf, у меня возникло такое ощущение, словно спала еще одна пелена со звукового полотна. Вот, они резисторы Mundorf стоимостью $17 за штуку. Итого, $34 за пару.
И последняя замена: катушки на магнитном сердечнике:
В акустике стоят по 2 катушки в каждой колонке (левой и правой): L1 и L2 по схеме кроссовера. Итого, 4 катушки. Данные катушки имеют небольшой размер и поэтому легко входят на плату кроссовера, но недостаток их состоит в том, что согласно теории в цепь НЧ/СЧ лучше ставить катушки на воздушном сердечнике. Катушки на воздушном сердечнике имеют значительно бОльший размер и намотаны более толстым проводом. Поэтому они лучше передают нюансы звучания на НЧ и СЧ сигнале. С ними звучание улучшается в НЧ и СЧ диапазоне.
Вот, они, красавицы 2 на 0.75мГ (L1) стоимостью $35 за 2 штуки, а также индуктивностью 1.6мГ (L2) стоимостью $51 за 2 штуки:
Эти катушки имеют прямо таки гигантский размер. Это на фотографиях они кажутся маленькими, а в действительности они по размерам не менее, чем в 10 раз крупнее и тяжелее оригинальных дешевых катушек, которые там стояли раньше. В этих катушках очень много меди, а медь как известно, хороша для звука.
Еще немного о пользе катушки без сердечника:
Катушка без сердечника:
- имеет одинаковую индуктивность на любом уровне сигнала и частоте
- не имеет ограничения по как бы силе магнитного поля, хоть миллион Тесла
- сигнал на ней имеет абсолютно линейную зависимость
Катушка с сердечником :
- имеет разную индуктивность на разных уровнях сигнала и частотах
- имеет ограничение по силе магнитного поля = индукция насыщения сердечника. То
есть дернул контрабасист струну и уже нету линейности ...
- сигнал на ней зависит не только от текущего момента, но и от того, что было до
того, то есть имеем временной люфт (см. Петля Гистерезиса (во-первых)) и линеен
только в узкой области (это во-вторых)
Зато меди надо на порядок меньше ..
После установки катушек на задней панели акустики звучание на НЧ и СЧ кардинально изменилось в лучшую сторону, но более всего в области нижней середины такие инструменты, как гитара или рояль зазвучали просто великолепно!
Правда сначала я не учел их взаимного влияния друг на друга и установил неправильно. Их нельзя размещать друг около друга, а желательно удалить на расстояние не менее 10 см, а также надо следить за тем, чтобы оси катушек были обязательно перпендикулярны, а не параллельны друг другу. После того, как я эту ошибку исправил, акустика показала все, на что она способна.
Итак, апгрейд завершен и теперь можно наслаждаться звуком.
Апгрейд по стоимости всех деталей мне обошелся в следующую сумму:
конденсаторы Hovland Musicap | $100 |
катушки HEPTA 0.75mh 14GA SOLEN 0.27 Ома | $37 |
катушки HEPTA 1.60mh 14GA SOLEN 0.44 Ома | $52 |
конденсаторы 15.0uf 630V PPE SOLEN | $14 |
резисторы 1.2 OHMS 20 WATT M-RESIST | $34 |
Итого | $237 |
Итак, потратив $237 (около 7000 рублей) и 2000 руб. на пересылку из Канады компонентов, я сумел значительно улучшить звучание моей акустики.
Примечание: 25.02.2011 г. я вынужден был вытащить из акустики аудиофильные конденсаторы Hovland и заменить их более или менее приличными конденсаторами Jantzen Cross Cap 200 руб. за штуку. Т.е. они стоят почти в 10 раз меньше Ховландов, которые я вытащил т.к. у меня появился на них покупатель. После смены конденсаторов детальности стало поменьше и сам характер звучания верхнего регистра изменился. С Ховландами было все таки получше, но с этими кросс капами все равно лучше, чем с родными электролитами, которые там раньше стояли.
Кстати, я бы даже сказал, что в каком-то смысле с конденсаторами Cross Cap эта акустика играет лучше, чем с Ховландами. Вот тут есть подробное описание звучания разных конденсаторов. Про Ховланды там автор пишет о том, что он не рекомендует ставить такие кондеры последовательно с дешевыми пищалками, а учитывая то, что в акустике стоимостью 30 тыс. руб. по определению не могут стоять дорогие пищалки, то это правило действует и здесь. После нескольких дней прослушивания можно сказать следующее: Ховланды выдают более детальный звук и если на записи есть только вокал, то акустика играет здорово, но как только мы включаем какой-нибудь рок, где много ВЧ составляющих, то на многих записях временами на ВЧ появляется какая-то грязь, которая раздражает слух. Кросс капы эту грязь не пропускают, т.к. они сильнее фильтруют сигнал. Из этого можно сделать вывод, что кросс капы все таки более целесообразны для данной акустики, чем Ховланды.
Еще примечание: при сборке новой самопальной акустики я немного изучил теорию колонкостроения. Там я прочитал, что при постройке акустики крайне важно добиться того, чтобы воздух мог беспрепятственно ходить между НЧ динамиком и фазоинвертором. Мне стало интересно, какова ситуация с моими КЕФами в этом вопросе. Разобрав акустику, я был шокирован увиденным: оказывается синтепон, набитый в ящик акустики, полностью перекрывал свободный поток воздуха между НЧ/СЧ динамиком и фазоинвертором, чего делать нельзя ни в коем случае! Та же ситуация и с другой колонкой. Тогда я тщательно выправил расположение синтепона внутри ящика, придвинул его прямо к стенкам, а между динамиком и фазоинвертором оставил свободное место. Привинтив обратно динамик и включив музыку, я не узнал свою акустику! Вдруг откуда не возьмись появился приятный бас и мидбас, которого раньше мне всегда так не хватало. Вот это да! Середина, кстати, стала более открытой и акустика заиграла как акустика с ценником в несколько раз больше. Теперь меня мучает вопрос: почему на заводе КЕФ был допущен такой брак? Есть предположение, что это было сделано специально, чтобы более дешевая акустика играла более дешево, чем та, которая стоит дороже. Ведь динамики в дорогой и дешевой акустике применяются одинаковые.
Из этого ляпа с размещением синтепона в моей акустике я делаю
вывод о том, что люди, считающие, что в фирменную акустику нельзя лазить,
жестоко ошибаются. Не залезь я в свою акустику, у нее так бы и осталась проблема
с низами, которая по всей видимости была создана специально хитрыми англичанами.
Ведь любая акустика - это сплошные компромиссы, которые зачастую
решают не в пользу покупателя. На покупателя им вообще насрать.
Поэтому те, кто считает, что в фирменную акустику залазить нельзя и ничего
внутри нее трогать нельзя, идиоты.
Определенно, после того, как я заменил детали в кроссовере отстойного качества на компоненты, которые принято ставить в Hi End изделия, а также исправил брак в расположении звукопоглощающего материала, она играет значительно лучше современной акустики IQ50 и IQ70. При этом при подборе компонентов тщательно учитывались номиналы заменяемых элементов (сопротивление, индуктивность и емкость) с тем, чтобы не испортить частоту раздела кроссовера, которая была рассчитана специалистами фирмы KEF.
Вот здесь вот я нашел сайт Интернет магазина, в котором можно купить запасные динамики для акустики КЕФ. Судя по прайс-листу на данном сайте в основной линейке акустики KEF, которая стоит от $500 до $2000 (за исключением топ моделей серии Reference), используются одинаковые коаксиальные динамики. Отсюда можно сделать вывод о том, что производитель комплектует все эти модели одинаковыми динамиками, но для того, чтобы одна модель играла на уровне $500, а вторая на уровне $2000, КЕФ просто ставит в акустику комплектующие разного качества. Отсюда можно сделать вывод о том, что мы можем обхитрить производителя путем самостоятельной замены деталей кроссовера на более качественные, что нам позволит за меньшие деньги поднять качество (и ценовую планку) нашей акустики, что я собственно и сделал. Именно, на основании этого я и сделал вывод о том, что мои КЕФы после описанного здесь апгрейда приблизились по своему звучанию к более дорогостоящим моделям акустики КЕФ (модели стоимостью до $2000).
Недавно я участвовал в обсуждении одной темы на форуме www.hi-fi.ru Тема звучит так: KEF что за фирма? Один из форумчан задал вопрос по поводу линейки КЕФов XQ. Я посмотрел на прайсы и офигел! Эти модели имеют такое же количество динамиков, как Q модели, а стоят чуть больше 100 000 руб.!
И вот я там написал: А мне вот интересно. Чем XQ отличается от Q? По всей видимости динамики и там, и там стоят одинаковые. Неужели только корпусом и качеством комплектующих кроссовера? Но ведь какая огромная разница в цене между ними!
Мне ответили: Именно так.
Тогда я дальше спросил:
Неужели все так просто? Я серьезно поменял почти весь кроссовер в своих Q
КЕФах как написано вот здесь:
www.gloffs.com/KEF_upgrade.htm
И что они теперь у меня играют на 100 тыс. руб.?
И мне опять ответили: А что 100 тысяч рублей такая безумная цена за ас? Сейчас они за эти деньги только-только начинают играть. 60-80 штук это цена за самые начальные проаки, а сонусы и аудионоты за 100 штук даже начальные не купить.
У меня нет слов...
вопросы? комментарии? пишите мне по адресу: vlad собачка gloffs.com